Ламповый предусилитель

Начитавшись статей про ламповый звук решил я спаять ламповый предусилитель. Учитывая мой музыкальный вкус предусилитель должен быть hi-gain дисторшн, т.е. перегруз. Чистый звук меня не особо интересовал. В основном все ламповые предусилители входят в состав гитарного усилителя, но иногда изготавливаются как самостоятельные аппараты и имеют минимум два канала — канал чистого звука и канал перегруза. Считается, что ламповый перегруз самый сочный, насыщенный и крутой. Большинство метал групп используют именно ламповые предусилители при записи своих альбомов (имеется ввиду в составе гитарного усилителя либо отдельные аппараты) и тот звук, который мы слышим на любимых записях именно «ламповый».

Порывшись по разным известным гитарным форумам рунета, я выяснил, что очень часто собираемым в домашних условиях ламповым предусилителем является пред по схеме известного лампового усилителя Krank Krankenstein, точнее по схеме его предусилительной части. Он имеет два канала — Clean channel и Dime channel. Нас интересует именно второй канал (он же канал перегруза).

Схема является довольно простой и вполне пригодна для тех кто только начал знакомиться с ламповыми предусилителями. Послушав сэмплы собранных предусилителей на тех же форумах, я понял, что звук мне нравится и решил собирать предусилитель именно по этой схеме. Скажу сразу, что года два назад я уже паял данный ламповый предусилитель, но что-то ничего путного из этого не вышло. Собранный мной пред жутко фонил и играть с таким фоном было невозможно. Немного помучившись с ним и не добившись желаемых результатов я забросил это дело.

Но совсем недавно, шарясь по форумам, я снова наткнулся на тему по ламповому предусилителю по все той же схеме Krank Krankenstein. Выложенный сэмплы звучания мне очень понравились и снова возникло желание спаять ламповый пред по данной схеме. Радиодетали у меня были в наличии еще с того раза. Лампы 12ax7 когда то покупал через интернет. Это самые часто используемые в ламповых предусилителях лампы. Большинство современных гитарных предов построено именно на них. Наш аналог 6н2п использовать можно, но звук будет не тот, поэтому рекомендую использовать именно их, хоть стоят они и дороже наших аналогов. Цоколевка лампы 12ax7 приведена на рисунке. В одном баллоне содержится два триода.

  1. Анод первого триода;
  2. Сетка первого триода;
  3. Катод первого триода;
  4. Накал;
  5. Накал;
  6. Анод второго триода;
  7. Сетка второго триода;
  8. Катод второго триода;
  9. Центральный вывод накала.

Пришлось купить силуминовый корпус Gainta G0477 у Ерасова размерами 187х118х38 мм и силовой тороидальный трансформатор для ламповых предусилителей на smb-effects.ru. Потенциометры Alpha так же были куплены у Ерасова.

Всю схему предусилителя было запланировано разместить в купленном корпусе, кроме блока питания. Для блока питания пришлось выдумывать свой отдельный корпус, т.е. блок питания внешний. Вот собственно сама схема преда (кликните чтобы увеличить).

Монтаж деталей было принято делать навесным на панельке с опорными контактными точками (турретами). Детали темброблока смонтированы непосредственно на выводах потенциометров. Вообще часть деталей можно смонтировать на контактах ламповых панелек. Резистор R1 припаян непосредственно к контактам входного гнезда. Так как в ламповом предусилителе действует высокое напряжение (порядка 350 В), то все конденсаторы должны быть выбраны с учетом этого напряжения (даже с запасом по напряжению). Особенно это касается электролитических фильтрующих конденсаторов (C1,C9), переходных конденсаторов и конденсаторов частотных фильтров (C2,C3,C5,C6,C8). В качестве переходных конденсаторов использованы WIMA на 400 В. Конденсаторы фильтров частот также WIMA на 630 В. В качестве катодных конденсаторов (C4,C7) можно использовать низковольтные, но лишь в крайнем случае. Конденсаторы темброблока также высоковольтные WIMA. Резистор R10 должен быть мощностью не мене 1Вт, остальные на 0.25-0.5 Вт.

Ниже приведены фото собранного преда. Блок питания представляет собой два двухполупериодных мостовых выпрямителя. В анодной цепи использован фильтрующий электролитический конденсатор 47мкф на 450В. В цепи питания накала использован интегральный стабилизатор типа КРЕН на 12В. Выпрямительные диоды FR307. В цепи накала можно использовать более низковольтные диоды на ток 3А либо выпрямительный блок.

Ну и напоследок несколько сэмплов, записанных через звуковуху компа, и обработанных импульсами гитарных кабинетов (имеется сэмпл без обработки):

Скачать сэмплы.

В заключении скажу о технике безопасности. В ламповом предусилителе действуют высокие напряжения, которые остаются в заряженных электролитических конденсаторах длительное время (до суток). Для быстрого разряда конденсаторов лучше установить разрядный резистор (на первом фото это резистор МЛТ-2 на 200кОм, шунтирующий выводы конденсатора C9). При отключении питания предусилителя конденсаторы разряжаются за секунды через этот резистор.

You may also like...

Добавить комментарий